Конституционный Совет Франции также оказался вовлечён в пенсионную реформу благодаря двум обращениям и поставленным перед ним вопросам.

14 апреля Совет должен принять решение по вопросам:

 

1. Соответствовало ли Конституции принятие закона о пенсионной реформе по процедуре ст. 49.3, т.е. без обсуждения и под угрозой вотума недоверия правительству?

 

2. Соответствует ли Конституции инициатива 250 оппозиционных депутатов о проведении референдума по вопросу повышения возраста выхода на пенсию, а именно относится ли данный вопрос к организации государственной власти, реформам, касающимся экономической, социальной или экологической политики, а также к общественным службам, которые этому способствуют?

 

Есть несколько вариантов развития событий:

 

Вариант №1. По обоим вопросам Конституционный Совет говорит о соответствии Конституции: и использования порядка голосования согласно ст. 49.3, и инициативы проведения референдума. В таком случае акции протеста могут уменьшиться и пойти на спад, но пенсионная реформа будет принята, т.к. практика конституционной и политической жизни V-й Республики не знает успешных примеров проведения референдума по инициативе парламентариев. Вряд ли они  соберут требуемое количество подписей в поддержку избирателей (1/10 от всех зарегистрированных избирателей, 4,87 млн подписей).  К тому же при успешности вопроса о референдуме Елисейский дворец не теряет контроля над этой процедурой (исторически президент в V-й Республике - "хозяин" референдума), т.к. на МВД Республики возложено обязательство сбора подписей в течение 9 месяцев, а на Президента - определения даты всенародного голосования в случае разногласия между палатами парламента. К тому же в случае успеха инициативы с референдумом его можно будет провести только через год после вступления в силу закона о пенсионной реформе.

 

Вариант №2. По обоим вопросам Конституционный Совет говорит о несоответствии Конституции. Вариант - удобный для Президента Макрона, поскольку это просто перезапустит для него процедуру принятия закона в Национальном Собрании и Сенате. 

 

Вариант №3. По первому вопросу Конституционный Совет говорит о соответствии Конституции, а по второму - о несоответствии. Это самый удобный для Елисейского дворца вариант, поскольку Макрону останется только подписать закон о пенсионной реформе и всё.

 

Вариант №4. По первому вопросу Конституционный Совет говорит о несоответствии, а по второму - о соответствии. Вариант, перезапускающий процедуру принятия закона в парламенте с параллельным сбором подписей среди избирателей в поддержку референдума.

 

Итого: Вовлечённость Конституционного совета в пенсионную реформу мало что меняет, за исключением вопроса времени. Решения Совета могут стать факторами откладывания пенсионной реформы, даже при реализации варианта, когда инициатива референдума имеет итоговый позитивный результат. Это будет означать только то, что в течение двух лет нельзя будет принимать законов, отменяющих итоги референдума. Таким образом, во второй половине своего президентского срока Макрон снова может вернуться к пенсионной реформе.

Поделиться:

Последние новости: