🌍Африканская логистика
За последние месяцы в Африке началось развитие нескольких направлений модернизации и строительства логистических проектов, которые создают системы континентальных-морских грузоперевозок.
Фактически все они направлены на экспортную экономическую систему с поправкой на создание в нефтегазовой сфере инфраструктуры и производственных мощностей для создания расходных при добыче элементов и части технологической цепочки для облегчения доставки сырья.
Система построения логистических маршрутов направлена на привязку ресурсобогатых территорий в центральной части Африки и развивающейся портовой инфраструктуры на побережьях. При этом, существует несколько проектов (Трансафриканский (центральный) маршрут, проект железной дороги Ливия-Нигер-Чад, который в дальнейшем может быть расширен до побережья в западной части Африки), которые направлены на формирование единой «перекрестной» системы, связывающей Запад, Север, Восток и Юг.
Северная Африка:
1) Алжир построит 6000 км ж/д линий в партнёрстве с Китаем
Ж/д проект является частью широкого сотрудничества двух стран в рамках инициативы «Один пояс, один путь» и на первом этапе приоритет в реализации проекта будет отдан 280 км линии по транспортировке фосфатов в порт Аннаба и более чем 800 км линии по транспортировке железной руды, которая соединит рудник Гара Джебилет с Бешаром.
Также, китайская ж/д и строительная корпорация (CRCC) при поддержке алжирской строительной компании Cosider Travaux Publics приступила к работам на 575 км ж/д через пустыню Сахара, между алжирским железорудным рудником в Гара-Джебилете и марокканской ж/д системой.
Китай также согласился добывать руду и построить объекты для проведения исследований, обогащения и дефосфоризации.
2)Проект восстановления инфраструктуры Ливии
Министерство инвестиций Ливии подписало соглашение с китайскими, британскими, французскими и немецкими компаниями о восстановлении городов страны после окончания 12-летней гражданской войны в стране.
В соглашении участвует Правительство национального единства Ливии, находящемуся в восточном городе Сирт и Консорциумом управления BFI [соглашение не имеет никакого отношения к режиму Альдабайбы, базирующемуся в Триполи].
BFI Management возглавляет China Railways и включает в себя China Overseas Engineering Group, французскую инженерную компанию Alcatel-Lucent, британскую инженерно-консультативную группу Arup и немецкий концерн по тоннелестроению Herrenknecht.
По заявлению консорциума BFI, работа по соглашению будет заключаться в восстановлении транспортной, водной и медицинской инфраструктуры, однако на текущий момент конкретных проектов развития в широком доступе не представлено.
Помимо этого, Ливия и Россия обсуждают возобновление строительства ж/д по соглашения 2009 года между Ливийскими железными дорогами и компанией «Российские железные дороги». Контракт заключен на реализацию участка Сирт – Бенгази в рамках проекта строительства ж/д Ливии.
3)Высокоскоростная ж/д система в Египте
Интегрированная высокоскоростная ж/д система соединит побережье Красного моря со Средиземным (Александрия, Суэц). Новая ж/д сеть будет составлять 1 800 км и позволит поездам двигаться с максимальной скоростью 250 км/ч.
Первая линия сети протяженностью 660 км соединит порт Сохна на Красном море со средиземноморскими портами Марса-Матрух и Александрия. Она будет охватывать 21 станцию и, как ожидается, будет перевозить более 30 млн человек в год. Линия также сократит время в пути до 50%.
Ещё две линии станут частью сети, одна из которых соединит город Луксор на юге Египта с портовым городом Сафага через Хургаду вдоль побережья Красного моря, а другая свяжет город вдоль реки Нил с Асуаном.
Западная Африка:
1)Железнодорожное сообщение Ливия – Чад – Нигер
Ливийские железные дороги совместно с итальянской компанией ITALFERR готовят технико-экономическое обоснование железнодорожного сообщения между Чадом и Нигером
В случае достижения положительных результатов в заключении комиссии по экономическому обоснованию данный проект изменит логистический ландшафт, убрав фактическую изоляцию экономических зон севера Африки и юга.
2)Расширение порта в Гвинее-Бисау
Гвинея-Бисау инициировала модернизацию порта Бисау в июле 2023 г., чтобы увеличить объём торговли и повысить эффективность обслуживания. Это крупнейший портовый проект, когда-либо реализованный в стране. Он включает в себя расширение доков, дноуглубление порта, расширение маневренного бассейна и подходного канала, внедрение морской сигнализации и приобретение современного оборудования для работы порта. Проект увеличит грузопоток порта с 27 000 до 60 000 TEU и ёмкость контейнерного хранения с 5 000 до 72 000 TEU.
Углубление судоходного канала и бассейна для маневрирования будет стимулировать развитие порта, поскольку он станет доступным для более крупных судов, что является возможностью для местных операторов сократить свои логистические затраты и укрепить свои конкурентные позиции на международных рынках, в частности, в конкуренции с портовой инфраструктурой Сенегала, которая на текущий момент более привлекательна для операторов морских перевозок.
3)Реконструкция железнодорожной линии в Нигерии Порт-Харкорт — Майдугури
Ожидается, что после завершения проекта скорость пассажирских поездов достигнет 100 км/ч, а грузовых – 80 км/ч.
Реконструкция стоимостью $3,2 млрд проводится при участии китайской компании China Civil Engineering Construction (CCECC) с целью увеличения скорости движения как пассажирских, так и грузовых поездов.
Помимо реконструкции самой ж/д ветки запланировано строительство новых станций, развитие индустриального парка и глубоководного порта, а также обновление подвижного состава.
Минтранс Нигерии получило финансирование в размере $1,3 млрд для завершения строительства северного ж/д сообщения между Кано, вторым по величине городом страны после Лагоса, и Маради, вторым по величине городом в Нигере.
4)Строительство северного ж/д сообщения Нигерия – Нигер
Нигерия финансирует завершение строительства северного ж/д сообщения (284 км линии и шириной колеи в 1435 мм) в размере $1,3 млрд между Кано, вторым по величине городом страны, и Маради, вторым по величине городом в Нигере.
Проект был запущен в 2021 г. и, как ожидается, будет стоить около $2 млрд. Помимо того, что она соединит Нигерию и Нигер, она пройдет на восток от Кано до Дутсе, столицы штата Джигава, и соединится с линией Кано-Лагос стоимостью $6,7 млрд.
Около 85% последнего кредита будет предоставлено компанией China Civil Engineering Construction. Она строит линию по принципу «EPC + F». Это означает, что она будет заниматься проектированием, закупками и строительством, а также основной частью финансирования. Подвижной состав для проекта будет предоставлен португальским подрядчиком Mota-Engil, который подписал сделку на $916 млн в июле.
5)Трансгвинейский железнодорожный коридор
Ж/д соединит железорудные рудники в горах Симанду на востоке страны, столицу Гвинеи Конакри и будущий порт Моребайя.
Маршрут будет проходить по границе с Либерией и Кот д’Ивуаром из-за чего 600 км ж/д могут быть расширены для связки портовой инфраструктуры трёх стран.
6)Региональный экспресс «Дакар»
Проект ж/д в 55 км, реализуемый для соединения города Дакар с международным аэропортом имени Блез Дианья, а также для включения в единую инфраструктуру близлежащие портовые города (например, Сали. Диамньадьо).
Строительство ж/д пути осуществляется французской энергетическая и газовая компанией Engie и транснациональной группой Thales.
Восточная Африка (в районе Рога):
1)Ж/д линия Кения – Эфиопия – Южный Судан
Кении потребуется не менее 2,6 трлн шиллингов ($16 млрд) для строительства ж/д стандартной колеи (SGR, 1435 мм) от Ламу до Аддис-Абебы, Эфиопии и Джубы в Южном Судане.
По данным Кенийской ж/д корпорации, строительство
ж/д протяжённостью 544,4 км от Ламу до Исиоло обойдётся в 565,38 млрд шиллингов ($3,49 млрд) и ещё 514,84 млрд шиллингов ($3,178 млрд) на расширение протяженностью 475,9 км от Исиоло до Мойале.
Строительство ж/д протяжённостью 2 377 км, являющейся частью транспортного коридора Ламу - Эфиопия - Южный Судан (Lapsset), должно будет начаться в 2025 г. Согласно плану, высокоскоростная ж/д свяжет порт Ламу с городом Исиоло, а затем ответвится на три линии до Найроби, Аддис-Абебы и Джубы.
2)Модернизация портовой инфраструктуры и логистическая связанность Эфиопии
Меморандум о взаимопонимании между Эфиопией и Сомалилендом, объявленный 1 января 2024 г. и по которому Эфиопия получает в аренду на 50 лет полосу земли на побережье Красного моря в Сомалиленде для военно-морского и коммерческого использования и доступа к порту Бербера.
В рамках создания условий для использования порта Эфиопия намерена построить дополнительные автомобильные дороги до порта и рассматривает возможность строительства ж/д путей для ускоренного включения портовой инфраструктуры в свои экономические зоны.
Также осуществляются работы по строительству ж/д линии в 736 км по проекту Аддис-Абеба (Эфиопия) – Массауа (Эритрея). Финансирование осуществляет правительство Италии.
3)Кенийский проект прибрежных экономических зон
Танзанийская компания приступила к строительству хранилища сжиженного нефтяного газа (СУГ) в Момбасе.
Компания Taifa Gas SEZ Kenya Ltd строит объект мощностью 30 000 тонн в особой экономической зоне Донго Кунду в 4 км от порта. КНА уже выиграла тендер с японской компанией на начало строительства многоцелевого причала Донго Кунду за 42 млрд шиллингов. Правительство Японии в рамках JICA финансирует несколько проектов в порту, в том числе 570-метровый причал вместимостью 550 000 двадцатифутовых эквивалентов (TEU).
4)Проект расширения глубоководных портов Камеруна
Проект глубоководного морского порта Криби и расширение портового терминала в Дуале, финансируемые Африканским экспортно-импортным банком (Эксимбанком) и Китаем, должен вступить во вторую фазу строительства в следующем году.
Новый порт разгрузит нынешний главный порт, Дуала, находящийся на модернизации.
Центральная и Южная Африка:
1)Танзанизийское расширение портов
Китайские компании China Railway Major Bridge Engineering Group и Wuhan Engineering Co заключили контракт на строительство резервуаров и инфраструктуры, необходимых для приёма, хранения и распределения нефти в порту Дар-эс-Салам.
Проект предполагает строительство 15 резервуаров общей ёмкостью хранения 420 тыс. кубометров нефтепродуктов. Шесть резервуаров будут предназначены для хранения дизельного топлива, пять — для бензина, три — для реактивного топлива и один — для интерфейсного процесса.
Стартовал проект по строительству и развитию порта Мбамба-Бей на озере Ньяса в регионе Рувума.
Официальное мероприятие по передаче проекта состоялось между Управлением портов Танзании (TPA) и консультантом Anova Consulting Company Ltd.
Проект строительства и развития порта Мбамба-Бей будет осуществляться в течение 24 месяцев и обойдется в $80,85 млрд., что также включает в себя расходы подрядчика и консультанта.
Проект повысит эффективность портов на побережье Индийского океана в соединении этого порта через коридор Мтвара. Кроме того, порт станет связующим звеном между Танзанией, Малави и Замбией.
После завершения строительства залив Мбамба станет крупнейшим портом на озере Ньяса, а годовая пропускная способность порта значительно возрастет с текущих 35 тыс. т до 320 тыс. т.
Управление портов Танзании (TPA) приступает к строительству нового порта в Багамойо, в 75 км (46,6 миль) к северу от столицы Дар-эс-Салама, Танзания.
Проект порта Багамойо также будет включать в себя строительство дороги протяжённостью 34 км (21,1 мили), соединяющей Багамойо и Мландизи, и ж/д протяжённостью 65 км (40,4 мили), соединяющей Багамойо с ж/д Танзания-Замбия (TAZARA) и Центральной ж/д.
Порт сможет обрабатывать 20 млн т грузов в год, облегчая интенсивный трафик с мега-глубоководных судов в порту Дар-эс-Салама
Портовый проект будет реализован в три этапа, первый из которых позволит увеличить мощности до обработки 20 млн контейнеров в год.
2)Расширение портовой инфраструктуры Намибии
Правительство страны планирует выделить $2.1 млрд на строительство новых причалов в порту Уолфиш-Бей и строительство нового порта в городе Людерица.
Согласно плану, будет выделено 350 га земли под застройку. Подобный проект должен будет простимулировать нефтегазовую отрасль страны и позволить увеличить добычу нефти с месторождений в Оранжевом бассейне Намибии, разведанные TotalEnergies и Shell.
Также американские нефтесервисные компании Baker Hughes и Halliburton объявили о планах строительства новых заводов по производству бурового раствора в порту Уолфиш-Бей для компаний: Galp, Shell и TOTAL.
Намибию часто рекламируют как потенциального экспортёра дешёвого зелёного водорода и аммиака в Европу, а президент Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен в октябре прошлого года пообещала выделить €1 млрд государственного и частного финансирования на создание намибийской инфраструктуры для возобновляемого водорода и сырья.
3)Логистическая линия Мозамбик – Зимбабве – Ботсвана
Мозамбик, Зимбабве и Ботсвана объединили усилия для модернизации ж/д линии, соединяющей три страны, а также строительства новой и глубоководного порта.
Планируют построить порт в Техобанине на побережье Индийского океана в Мозамбике и новую линию, которая будет протянута на 1700 км до Ботсваны через Зимбабве. Оба проекта предназначены для транспортировки угля из Ботсваны в Техобанин для экспорта.
4) Ж/д Замбия – ДР Конго – Ангола
При поддержке ЕС и США будут проведены исследования по строительству ж/д, соединяющей регион Медного пояса в Замбии с регионом Катанга в ДР Конго, и существующей ж/д до порта Лобиту в Анголе.
Данный проект будет реализовываться в рамках Партнёрства по глобальной инфраструктуре и инвестициям, которое было запущено в 2022 г. в качестве альтернативы китайской инициативе «Один пояс, один путь».
Аналитик ИПЭИ И.А. Васильев