Директор ИПЭИ Александр Неверов принял участие в Съезде Ассоциации российских банков

Директор ИПЭИ Александр Неверов принял участие в Съезде Ассоциации российских банков

 5 апреля состоялся Съезд Ассоциации российских банков «Устойчивость банковской системы и экономики РФ: возможности и угрозы».

 Мероприятие проходило в смешанном формате. В работе приняли участие представители Банка России, других министерств и ведомств, руководители кредитных организаций, а также научных и учебных заведений.

Президент АРБ, академик РАН Гарегин Тосунян, представляя Годовой доклад, отметил, что 2022-й год выдался непростым для экономики нашей страны и её банковской системы. Однако Гарегин Тосунян отметил, что российский финансовый рынок продемонстрировал свою устойчивость. Банки показали способность преодолевать периоды значительной волатильности и жесткие ограничения, оказывая при этом поддержку экономике. Под санкциями оказались банки, контролирующие более 80% банковских активов страны. 

 

 

Также глава АРБ отметил, что в 2022 году впервые за последние годы произошло снижение доли крупнейших банков по ряду параметров банковской деятельности. 

По вопросу ESG и цифрового рубля Гарегин Тосунян подчеркнул, что «Банку России было бы целесообразно рассмотреть возможность внедрения стимулирующего регулирования для обеспечения финансирования кредитными организациями проектов, обеспечивающих «зеленую» трансформацию российской экономики». По мнению главы АРБ,  внедрение цифрового рубля  может негативным образом сказаться: на их финансовом результате, возможности генерировать внутренние источники пополнения капитала и потенциале банков по кредитованию экономики.

Гарегин Тосунян представил 10 инициатив, которые были сформулированы по итогам обсуждения с банками-членами АРБ.

 

1. Рассмотреть вопрос о докапитализации банковского сектора за счет средств государственных институтов развития. 

 

2. Дополнить утвержденный ЦБ РФ в декабре 2022 года документ новым подразделом. В нем должны найти отражение данные о структуре и показателях динамики развития банковской системы страны. 

 

3. Ассоциация поддерживает позицию ЦБ РФ о необходимости проведения работы «по расширению потенциала развития региональных банков и наращиванию их возможностей по участию в кредитовании»

 

Вместе с тем, крайне спорным АРБ считает следующее предложение регулятора: «при наличии выраженного интереса к кооперации со стороны участников рынка Банк России готов рассматривать регулятивные решения и содействовать выработке операционных подходов к созданию специальных банковских объединений с принятием банками солидарной ответственности по обязательствам друг друга, сохранением частичной операционной самостоятельности и делегированием ряда функций головному банку».

 

4. Относительно условий для усиления роли финансового рынка в трансформации экономики, АРБ отмечает, что в текущей ситуации реальное финансирование инвестиционных проектов могут осуществлять только государственные институты развития (ВЭБ РФ и др.). Частные банки могут выступать как агенты этих институтов в регионах своего присутствия по реализации инвестпроектов.

 

5. Ряд предполагаемых Банком России новаций в регулировании, по мнению АРБ, являются несвоевременными. Они могут оказать существенное влияние на бизнес-модель банков. В условиях адаптации банков к изменившимся внешним геополитическим условиям это будет требовать от банков дополнительных усилий и расходов, поэтому должны быть отменены.

 

По мнению АРБ должна быть отменена мера, заявленная Банком России, в виде запрета включать в капитал банков субординированные инструменты за исключением инструментов, привлеченных от физических и юридических лиц, владеющих значимым пакетом акций банка. Запрет на вложения в субординированные инструменты банков для широкого круга юридических и физических лиц существенно снизит возможности кредитных организаций по привлечению дополнительного капитала, фактически ограничив его кругом акционеров (собственников) банка. 

 

А также по мнению Ассоциации следует отменить: внедрение риск-чувствительного лимита для ограничения концентрации иммобилизованных активов, введение для системно значимых кредитных организаций нового обязательного консолидированного норматива, концентрации (Н30), являющегося адаптацией Базельского норматива large exposure (LEX), уточнение критерия связанности для целей расчета норматива максимального размера риска на связанное с банком лицо (группу связанных с банком лиц) (Н25).

 

6. По итогам прошлого года состояние конкурентной среды незначительно улучшилось. По-прежнему ограничен доступ большинства банков к участию в госпрограммах. Со стороны регулятора, по многим параметрам текущей деятельности превалирует одинаковый подход к банкам вне зависимости от их размера (за исключением группы СЗКО).

 

7. Внести изменения в законодательство и нормативные акты Банка России, предусматривающие опциональность присоединения региональных банков к цифровым сервисам, обязательное внедрение которых требует от банков значительных финансовых затрат. Например: с расширением возможностей СБП с 1 апреля 2024 года планируется ввести обязанность для всех кредитных организаций - участников СБП обеспечить переводы между юридическими лицами через систему СБП; подключение к информационной системе «Одно окно» в соответствии с Федеральным законом №З5З-ФЗ в сфере внешнеторговой деятельности. С 01 апреля 2023 кредитным организациям-участникам ВЭД необходимо обеспечить процесс выставления электронных счетов и получения подтверждения. Предоставление услуг в рамках Единой биометрической системы. Часто бизнес-стратегии региональных банков не предусматривают программ по предоставлению кредитов удаленно, ввиду отсутствия спроса со стороны клиентов.

 

8. Необходимо создание общегосударственной стратегии работы с частными инвесторами и банковскими клиентами на финансовом рынке. Такой стратегии на сегодняшний день нет.

 

9. В целях решения проблемы замороженных с 9.03.22 валютных вкладов населения предлагается разрешить банкам при наличии в кассе достаточного объема средств в долларах и евро производить выдачу валюты по вкладам. При нехватке валюты производить выдачу в рублях по курсу ЦБ РФ на день выдачи. После реализации этого прекратить страхование вкладов в "токсичных" валютах. Исключить остатки на счетах в долларах и евро из расчета обязательных резервов, т.к. де-факто они заморожены.

 

10. Расширить механизм поддержки кредитования МСБ путем расширения действующих программ льготного кредитования. Речь про увеличение лимитов программ и увеличение количества банков, допущенных к участию в этих программах. Рассмотреть возможность предоставления Банком России кредитов коммерческим банкам на цели кредитования МСП под залог портфелей кредитов, выданных субъектам МСП по критериям, согласованным с ЦБ РФ.

 

Общие выводы по итогам съезда: Впервые за 15 лет наблюдается снижение топ банков России. Это демонстрирует тенденцию замедления развития региональной банковской системы в РФ. Ряд предлагаемых банками инициатив не совпадает с видением государства по развитию банковского сектора. Государственная стратегия здесь остаётся без изменений.

 

Поделиться:

Последние новости: