Доверие к источникам информации в условиях ее избыточности: экономико-психологический и нейроэкономический аспекты

Доверие к источникам информации в условиях ее избыточности: экономико-психологический и нейроэкономический аспекты

Авторы: Антон Михайлович Демченко (ipei@ipei.ru (Основной контакт) АННИО «Институт психолого-экономических исследований» («ИПЭИ»), Саратов, Россия)

Александр Николаевич Неверов (директор АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия)

Дмитрий Сергеевич Пьяных (АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия)

Владислав Владимирович Кремнев (АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия)

Анастасия Викторовна Неверова (АННИО «ИПЭИ», Саратов, Россия)

Аннотация

В статье рассматривается комплекс причин, определяющих эффект воздействия информационного поля на экономическое поведение индивида и группы в условиях избыточности информации. Авторы исходят из общей гипотезы о том, что в основе информационного воздействия, вызывающего ажиотажный спрос, лежит феномен доверия к источнику информации. На основе анализа объективной экономической информации и экономико-психологического мониторинга, выделен контекст ожиданий и работы с информацией. Исходя из контекста сформирована рабочая экспериментальная гипотеза о том, что субъективный уровень доверия к источникам экономической информации коррелирует с повышением активности в фронтальных отделах головного мозга в дельта- и тета- ритмах, а также находит свое проявление в функциональной асимметрии. На основе экспериментальных данных установлено, что существует зависимость между левополушарной асимметрией при восприятии источника с низким уровнем доверия и снижением асимметрии при восприятии источника с субъективно положительным уровнем доверия. Отношение индивида к источнику информации положительно коррелирует с уровнем доверия к нему. Итогом исследования выступает совокупность тезисов о том, что фейковые новости и информационные каналы, не вызывающие доверия: а) не вызывают у потребителя информации негативных эмоций, а значит не блокируются в качестве компонентов информационного поля; б) несмотря на избыточность информации в целом и кризисное состояние, человек склонен продолжать отслеживать даже ту информацию, которая заведомо воспринимается им как недостоверная. Следовательно, враждебная и дружелюбная информация одинаково поступают к потребителю, при этом отсутствие доверия не является инструментом личностного отказа от ее потребления.


Полный текст статьи

Поделиться:

Последние новости: