Первые общие тезисы по итогу IV этапа психолого-экономического мониторинга ожиданий населения

 

На прошлой неделе завершили четвертый этап психолого-экономического мониторинга ожиданий населения. Сейчас идет обработка данных.

 

Открытую (т.е. ту, которая распространяется не через подписку) часть выводов опубликуем в первой половине следующей недели.

 

Пока первые общие тезисы:

1. Ожидания непрофессионалов в экономике, т.е. обычных граждан России в четвертом квартале 2021 (прошлого) года и в первом квартале 2022 (сразу после начала СВО) опять ближе к реальным макроэкономическим показателям, чем консенсуссные прогнозы профессионалов.

 

И так, видимо, каждый кризис.

 

2. Период адаптации населения России начался. Мы старт этого процесса прогнозировали на середину и конец третьего квартала. Ошиблись. Адаптироваться начали только в четвертом, и то к середине.

Можно выдвинуть эмпирическое предположение (гипотезу), что манипуляции в инфополе способны ускорить или замедлить объективные процессы макропсихологии на диапазон до +3 месяцев и -3 месяца.

Потом макропсихология берет свое.

 

3. Третий раз авансированное доверие населения к центрам принятия решений в России за последние семь лет не оправдывается шагами этих самых центров.

Теперь любая ошибка в медийном поле чревата резким падением доверия к российскому государству (а оно и так очень низкое), и, что опаснее, к Президенту (оно главный фактор консолидации страны).

 

4. Макроэкономические ожидания населения в четвертом квартале 2022 года (спустя 9 месяцев СВО) на горизонт 2023 года существенно оптимистичнее аналогичных ожиданий в декабре 2021 года (на 2022 год).

Завышенный это оптимизм или нет, покажет будущее.

 

5. Россияне не боятся и не ждут существенных эффектов от начавшегося мирового экономического кризиса.

6. Поляризация российского общества по возрастным стратам и уровню доходов максимальная за все время проведения нашего мониторинга (с 2016 года).

 

Средняя, "аморфная" часть практически отсутствует и от квартала к кварталу 2022 года убывает.

 

7. Люди на период адаптации существенно снизили потребление информации из онлайн-источников и в целом их когнитивные образы начинают запараллеливаться с теми образами, которые пытаются транслировать внутренние и внешние машины пропаганды.

 

Директор ИПЭИ А.Н. Неверов

Последние новости: